Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметной среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду, стараемся оформить групповые комнаты, учитывая особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.

Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В каждой возрастной группе особое внимание уделяется «уголку двигательной активности»,где дети могут свободно поиграть с кеглями, мячами, обручами и скакалками, походить босиком по ребристым дорожкам.

Для умственного развития существует «математический центр» в группах, где много развивающих игр.

В каждой возрастной группе есть уголок природы с различными видами растений, занимательными экологическими играми. Уголок природы содержит календарь природы, материалы опытнической деятельности, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, а так же поделки из природного материала.

Имеющийся в детском саду материал и правильная его организация способствуют, таким образом, формированию у детей бережного и уважительного отношения к природе, развитию экологической воспитанности и экологического сознания.

Для развития детского творчества центры изодеятельности с наличием материалов и средств изобразительной деятельности. В Центре театрализованной деятельности ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты для игрыдраматизации и режиссерских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, ее интонацию, выразительность.

Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на «зону ближайшего развития», на информативность и индивидуальные возможности и способности детей.

Питание

Организация питания возлагается на Учреждение, которое обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей согласно их возрасту и времени пребывания в Учреждении по нормам разработанным на основании СанПиН. В Учреждении установлено пятиразовое питание детей:
Завтрак
Второй завтрак
Обед
Полдник
Ужин

В детском саду к организации питания малышей подходят очень серьезно и ответственно. Повар готовит, сверяясь с 10-дневным меню, специально разработанным научными сотрудниками кафедры гигиены питания.

Ученые точно рассчитали, сколько каких продуктов необходимо растущему организму — энергетическая ценность ежедневного рациона соответствует энергозатратам ребенка. Согласно научным рекомендациям, еда должна быть максимально разнообразной, чтобы не надоедать детям, при приготовлении необходимо стремиться к тому, чтобы сохранить естественный вкус продуктов, из детского рациона исключаются продукты и блюда, способные раздражать слизистую оболочку органов пищеварения.

Санитарные требования к хранению продуктов и приготовлению блюд также очень строгие. Кроме того, каждое новое поступление продуктов внимательно оценивает на предмет качества (свежести) специальная бракеражная комиссия детского сада. Она несет полную ответственность за то, чтобы на столе у наших маленьких подопечных оказывалась только свежая, здоровая и качественная еда.

Так что питание в детском саду (пусть оно иногда и не такое вкусное, как домашнее) имеет целый ряд преимуществ перед домашним. Разнообразие. Мамы, экономя время, частенько готовят суп или котлеты на 2-3 дня. В садике дети каждый день дегустируют новые блюда. Ни первые, ни вторые блюда в течение недели не повторяются: в понедельник малыши едят борщ, во вторник— гороховый суп, в среду пробуют щи. в четверг — лапшу, а в пятницу — уху. Строгое соблюдение режима. Дома даже строгие и пунктуальные родители не всегда обедают, скажем, ровно в 13.00. Сегодня мама слишком долго готовила борщ и обедать пришлось минут на 40 позже, чем обычно, вчера родители решили уложить малыша днем спать пораньше, чтобы успеть убрать перед приходом гостей, поэтому обедали в 12.30. В детских садах интервал между приемами пищи — 3,5-4 часа — соблюдается неукоснительно. И диетологи, и медики единодушны: если перекусывать реже, у детей снижается работоспособность, если чаще — ухудшается аппетит и усвояемость питательных веществ. Самостоятельность. Что ни говорите, а дома, даже если ребенку уже 2-3 года, мама нередко слишком опекает кроху за столом: кормит с ложечки, вытирает ротик салфеткой, подает хлеб. В саду все это надо уметь делать самому. Обучение правилам поведения за столом. Осваивать застольный этикет в компании сверстников гораздо веселее. Воспитатели расскажут, как пользоваться салфетками, и покажут, как есть апельсины, чтобы сок не брызгал на водолазку. Так почему же, несмотря на все старания медиков, диетологов, поваров, малыши часто не доедают свои порции или вообще отказываются от завтраков и обедов в детском саду?

Нагуляем аппетит! Сразу оговоримся: отсутствие аппетита — проблема не только детсадовских, но и домашних деток. Обычно малыши, которые хорошо ели дома, с удовольствием пробуют и те блюда, которыми их угощают в садике. И наоборот, если кроха привередничал за обеденным столом дома и съедал ложечку кашки только под чтение (пение, танцы и уговоры) мамы, то в садике его аппетит вряд ли улучшится. Хотя и такие случаи бывают: некоторым общительным деткам для того, чтобы с аппетитом поесть, нужна компания. И все же изменить отношение ребенка к еде в наших силах.

· Если малыш только еще собирается пойти в детский сад, постарайтесь максимально приблизить домашний режим к садовскому. Обычно в детсадах обедают довольно рано — в 12.3013.00. Часто малыши отказываются от еды только по той причине, что еще не проголодались, ведь дома они привыкли обедать на час позже.
· Заранее не только узнайте, какой в садике режим дня, но и поинтересуйтесь меню. Обычно это „расписание" висит в коридоре детского сада на самом видном месте — так что мама и папа каждый день могут быть в курсе того, что ел их отпрыск утром, днем и вечером. Как можно воспользоваться этой информацией? Время от времени готовьте крохе блюда из детсадовского „репертуара".
· Не паникуйте, если ребенок в первое время после начала посещения детского сада станет хуже есть. Скорее всего, аппетит вернется, как только малыш привыкнет к новой обстановке. Постарайтесь сделать процесс адаптации наиболее мягким для малыша: интересуйтесь, с кем он подружился или хочет подружиться в саду, делитесь своим опытом посещения садика, почаще хвалите малыша и поддерживайте его инициативы.
· Никогда не заставляйте ребенка есть, пусть лучше кроха пропустит обед, чем съест его через силу, злясь и плача! Некоторым детям вполне хватает небольшого количества пищи, им не обязательно съедать „взрослые" порции. Еда должна стать для ребенка потребностью, а не одолжением, которое он делает нам, взрослым.
· Постарайтесь отказаться от перекусов и фастфуда, больше гуляйте! Не надо давать малышу по пути в сад шоколадный батончик, а дорогу домой скрашивать чипсами, конфетами или сухариками. Вместо того чтобы перебивать аппетит вредными лакомствами, лучше нагуляйте его: не спешите домой после детского сада, пройдитесь по парку, покатайтесь с горки или на качелях, полюбуйтесь красотой природы, покормите уточек заранее припасенным хлебом.

Десятидневное меню

Охрана здоровья детей

МБДОУ детский сад № 51 выполняет требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 N 2106, ФГОС дошкольного образования в образовательной области «физическое развитие».

Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся воспитанников, преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования в ДОУ представлена в Образовательной программе МБДОУ детского сада № 51.

В инфраструктуру ДОУ по условиям здоровьесбережения обучающихся включается:
- 100% обеспеченность ДОУ педагогическими работниками и обслуживающим персоналом;
- соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил;
- требованиям пожарной безопасности;
- требованиям безопасности дорожного движения;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил;
- оснащение групповых комнат, спортивного и музыкального залов необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ;
- включение в инвариантную часть Образовательной программы ДОУ разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на игровую деятельность, время прогулок, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности), в том числе при введении в образовательный процесс педагогических инноваций;
- организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ДОУ включает организацию упражнений по профилактике плоскостопия обучающихся; выполнение комплекса физкультминуток для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии; соблюдение режима дня в соответствии с требованиями санитарных правил;
- организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни включает взаимодействие ДОУ с детской поликлиникой, правоохранительными органами, МЧС по организации и проведению мероприятий по формированию безопасного образа жизни, занятий по профилактике вредных привычек, массовых мероприятий здоровье сберегающей направленности.
- проведение ежегодного мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся воспитанников, динамики показателей здоровья обучающихся воспитанников, травматизма в ДОУ, в том числе дорожно-транспортного травматизма, показателя количества пропусков по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся воспитанников.