С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.
Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте, поэтому данный вопрос неотъемлемая часть воспитательного процесса в нашем детском саду.
Работа по профилактике ДДТТ осуществляется на основании плана профилактической работы детского сада № 51 по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Ответственным за организацию работы по профилактике ДДТТ в детском саду № 51 назначен воспитатель Смирнова Марина Викторовна.
Цель нашей работы: создание в дошкольном учреждении условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения воспитанников правилам дорожного движения и формирования у них необходимых умений и навыков, выработке устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улицах города.
Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих взрослых, поэтому профилактическая деятельность по усвоению детьми дорожной азбуки проходит комплексно, включены в нее все участники воспитательного процесса: дети, педагоги, родители, социальные партнеры.
Обучение детей безопасному поведению на дорогах ведется по программе «Светофор» /Обучение детей дошкольного возраста ПДД/ для детей 3-7 лет, автор Данилова Т.И. издательство СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009 г.
Программа предлагает: регулярное планирование и проведение организованной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге (не менее 1 раза в месяц), бесед (не менее 1 раза в неделю); разработку безопасного маршрута старшими дошкольниками «Дом – детский сад»; ежегодное проведение «Недели» по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; консультации для педагогов по проведению профилактических бесед с детьми и родителями по ПДД; рекомендации к использованию на занятиях по изучению ПДД метода ситуационного обучения; рекомендации к использованию на занятиях различных детских игр на развитие внимания, реакции, умение ориентироваться в окружающей обстановке, игр по усвоению правил безопасности жизнедеятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей; проведение мониторинга знаний правил безопасного поведения на проезжей части, транспорте и во дворе ( в начале и конце учебного года); систематическое проведение тематических родительских собраний и консультаций, распространение буклетов, анкетирование, организация совместной деятельности с детьми и т.д.
В методическом кабинете детского сада для реализации программы по изучению ПДД и профилактике ДДТТ собраны:
— конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений по ПДД, планы тематических дней, недель «Безопасности дорожного движения»;
— циклы наблюдений за транспортом, экскурсий, целевых прогулок;
— рекомендации по оснащению уголков ПДД в группах;
— картотеки дидактических и подвижных игр по ПДД;
— видеоматериалы /мультфильмы познавательного цикла «Уроки тетушки Совы» и «Смешарики на дороге», обучающие видеоролики, презентации, иллюстрации на электронных носителях;
— библиотека детской художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
— периодические издания журнал «Путешествие на зеленый свет», газета «Добрая Дорога Детства;
— консультативный материал для педагогов по организации работы с детьми дошкольного возраста по изучению ПДД;
— диагностические материалы динамики освоения детьми программы по изучению правил дорожного движения;
— консультации, памятки, буклеты для родителей по ознакомлению детей с ПДД.
Детский сад имеет собственные методические наработки.Опыт работы воспитателя Клейменовой Л.А. «Групповой семейный альбом, как средство организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей старшего дошкольного возраста»Опыт был представлен на Дне Безопасности педагогов города и одобрен коллегами.
Опыт работы воспитателя Клейменовой Л.А. «Групповой семейный альбом, как средство организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей старшего дошкольного возраста»Опыт был представлен на муниципальном методическом объединении педагогов города и одобрен коллегами.
Большое внимание в детском саду уделяется созданию развивающей предметно-пространственной среды. В группах оформлены содержательные, красочные, мобильные уголки ПДД, куда входят:
— дидактические, настольные развивающие игры;
— атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители», «АЗС», «Путешествие по городу» и т.п.;
— классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;
— подборки стихов, загадок, произведений детской художественной литературы по ПДД;
— альбомы «Транспорт», «Азбука пешехода», «Это интересно…»;
— макет улицы с транспортными средствами;
— комплекты дорожных знаков;
— подборка проблемных ситуаций на дорогах;
— подборка «Минуток Безопасности».
Оборудование носит развивающий характер, что позволяет сформировать у детей в игровой форме представления о безопасном поведении на дорогах, наблюдательность, внимание, умение осознанно принимать правильные решения в сложных дорожных ситуациях.
На участке детского сада создана специальная «Автоплощадка» — игровое пространство, включающее перекресток, пешеходный переход, тротуар, дорожные знаки. Здесь с помощью игровых транспортных средств (самокаты, велосипеды) на занятиях и в играх дети знакомятся со значениями некоторых дорожных знаков и правилами движения, проводятся игры: «Водители и пешеходы», «Дорожные знаки», «Пешеходный переход».
Реализация годового плана работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду проходит в форме заочной игры. Участники игры – дети, педагоги, родители, обязательно подключаем социум. Все мероприятия плана объединяются в одну сюжетную линию: совместный автопробег по стране ПДДейке. Он предполагает ежемесячные тематические остановки: столица Светофория, город Знакоград, поселок Транспортный. Педагогами разработана карта страны, маршрут каждой группы отмечается на карте значком-автобусом с номером группы.
Обучая детей правилам безопасного поведения на улице, мы используем разнообразные формы и методы работы. Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. Это:
• наблюдения;
• экскурсии;
• чтение художественной литературы;
• заучивание стихов;
• рассматривание картин и иллюстраций;
• занятия;
• развлечения;
• конкурсы;
• соревнования;
• игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые);
• просмотр видео-диафильмов;
• беседы;
• обсуждение ситуаций;
• игры-театрализации;
• встречи с сотрудниками ГИБДД;
• изготовление атрибутики к играм по ПДД;
• минутки безопасности;
• создание плакатов, листовок по ПДД;
• самостоятельная деятельность.
Обучение правилам дорожного движения прочно связано со всеми разделами программы (развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др.), внедрено во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность). Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.
Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.
Формы работы с родителями:
• индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации);
• просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;
• изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков;
• участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах;
• общие и групповые собрания с участием сотрудников ГИБДД;
• анкетирование;
• тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры);
• оформление стендов, папок-передвижек для родителей.
Детский сад активный участник профилактических акций:
Урок безопасности для детей и родителей;
Акция «Безопасная дорога»;
Акция «Автокресло»;
Акция «Возьми ребенка за руку!».
Работа по профилактике ДДТТ организованная в детском саду дает положительные результаты:
— дети успешно осваивают знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания в играх, инсценировках, в повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты диагностических исследований:
В приведенной таблице прослеживается положительная динамика в усвоении детьми правил дорожной азбуки, что является показателем качественной организации профилактической работы.
Были найдены и апробированы на практике новые эффективные формы организации работы по профилактике ДДТТ /квест-игры, игры-путешествия, игры-открытия, групповые семейные альбомы и т.д./
Вопросы бучения детей безопасному поведению на дорогах объединило усилия педагогов и родителей. Родители стали участниками образовательной деятельности детского сада.
Участие в профилактических акциях всех участников образовательных отношений /дети+ родители+ педагоги/ позволило создать положительный эмоциональный климат, желание общаться, партнерство между родителями и детским садом.
Профилактическая работа будет продолжаться, педагоги находятся в поиске новых идей обновления этого направления образовательной деятельности.
Мы надеемся, что наши дети и в дальнейшем будут соблюдать культуру поведения на дорогах.
Консультация для родителей: «Зачем нужны светоотражательные элементы»
Сценарий развлечения по ПДД: «Красный, желтый, зеленый»
Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода
Рабочая тетрадь для проверки знаний юного пешехода
Консультация по ПДД для родителей «Безопасность ваших детей на дорогах» Воспитатель: Леонтьева Ю.В.
Памятка для родителей «Безопасность дорожного движения»