Формирование педагогических позиций школьников на этапе допрофессиональной подготовки
Педагогическое образование выдвигается в число важнейших факторов социального развития государства. Ведущей идеей совершенствования педагогического образования является развитие системы допрофессиональной подготовки будущих педагогов. Опыт организации такой подготовки в России имеет длительную историю. Согласно исследованиям В. Б. Успенского, в программу работы педагогических классов очень важно включение педагогической практики, которая заключается в попечении старших школьников над младшими детьми с целью формирования опыта воспитания детей.
В решение данной задачи значимую роль могут сыграть детские сады, которые в рамках сетевого взаимодействия со школой, предоставляют свои площадки для организации такой практики /профессиональной пробы/ для учащихся школ.
Профессиональная проба — это специально организованная деятельность, позволяющая соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми данной профессиональной деятельностью к человеку; приобрести первоначальный опыт в определенной сфере деятельности; испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующий сознательному, обоснованному выбору профессии.
Именно в детском саду, общаясь с детьми дошкольного возраста, организуя совместно с педагогом или самостоятельно разные виды детской деятельности, старший школьник имеет возможность узнать будущую профессию в деталях, определяя самостоятельно или с помощью специалиста все ее «плюсы» и «минусы».
Профессиональная проба на базе детского сада выстраивается таким образом, что обучающимся дается возможность не только попробовать себя в конкретной педагогической профессии дошкольного образования, но и проявить творчество в работе, приобрести интересные и полезные знания и умения.
Актуальность организации профессиональных проб школьников на базе детского сада связана с запросами общества на раннюю профилизацию школьников и снижение престижа педагогической профессии среди молодёжи.
В последние годы наблюдается ситуация, что большинство студентов педагогических вузов не планируют связать свою будущую профессиональную деятельность со школой. Этот факт определяется тем, что часть абитуриентов, слабо представляют деятельность педагога и становятся случайными студентами в данной сфере профессионального образования.
В этой связи важным этапом подготовки педагогических кадров является профориентационная работа и допрофессиональная подготовка, организуемая школой и значительно обогащенная практикой в детском саду. Профессиональные пробы на базе детского сада позволят расширить представления учащихся о педагогическом труде.
Общая стратегическая цель: популяризация профессии педагога и формирование у школьников профессионально важных мотивов, качеств, умений и навыков необходимых для получения педагогической профессии в рамках реализации регионального проекта «Развитие кадрового потенциала системы образования Ярославской области».
Конкретная цель: обоснование и описание практики организации профессиональных проб для старших школьников на базе дошкольного учреждения в рамках сетевого взаимодействия с организациями общего образования и разработка нормативной документации, программы педагогической практики школьников.
Заинтересованные стороны:
региональная и муниципальная системы образования Ярославской области;
руководители ОО;
педагогические кадры ОО;
учащиеся ОО;
родительская общественность.
Целевые группы: страткоманды педагогов и обучающихся школы и дошкольных образовательных организаций, социальные партнеры.
Основные виды деятельности:
Организация и проведение профессиональных проб учащихся педагогических групп на базе детского сада № 51.
Представление опыта работы дошкольного учреждения по организации профессиональных проб для старших школьников на образовательных мероприятиях различного уровня.
Мастер-классы для педагогов «Организация профессиональных проб на базе дошкольного учреждения в условиях сетевого взаимодействия».
Разработка и предоставление методических и практических материалов.
Планируемые результаты деятельности:
Обучающиеся будут иметь представление:
о педагогических профессиях дошкольного образования /воспитатель детского сада, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог дополнительного образования/;
о приемах организации разных видов деятельности детей дошкольного возраста;
о профессиональной культуре педагогов дошкольного учреждения.
Обучающиеся будут уметь:
применять на практике приемы организации детских видов деятельности детей дошкольного возраста, проявлять качества, важные для педагогической деятельности /готовность к эмпатии, наблюдательность, ораторские и коммуникативные способности, артистизм/;
разрабатывать продукты педагогической деятельности /планы игр, образовательных событий/;
осуществлять самоанализ себя в педагогической деятельности /интереса, успешности и т. д./
Договоры о реализации программ в сетевой форме:
Отзыв о деятельности МРЦ учащиеся педагогической группы 10А класса МОУ СОШ № 28 им. А. А. Суркова выразили творчески.
Муниципальное образовательное событие «Инновационный каскад — 2022»
Презентационная площадка «Биржа ресурсов»
«Новые ресурсы – новое качество образования»
Аннотация образовательного ресурса
Тема ресурса: «Путь в профессию: педагогика и психология дошкольная»
Формат ресурса: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности.
Авторы ресурса:
Кротова Галина Мирчовна, заведующий детского сада № 51, 8 (4855)-32-70-51.
Соловьева Ирина Алексеевна, старший воспитатель, 8 (4855)-32-70-51.
Горбачева Татьяна Анатольевна, учитель-логопед , 8 (4855)-32-70-51.
Долбусина Елена Анатольевна, воспитатель, 8 (4855)-32-70-51.
Клейменова Любовь Александровна, воспитатель, 8 (4855)-32-70-51.
Целевая аудитория: Педагоги образовательных организаций, заинтересованные в организации профориентационной работы со школьниками, школьники старших классов общеобразовательных школ.
Содержание
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь в профессию: педагогика и психология дошкольная» — это программа профессиональных проб по педагогическим профессиям дошкольного образования. Профессиональные пробы – практикоориентированная форма профориентационной работы, которая в настоящее время рассматривается как центральное звено в системе сопровождения профессионального самоопределения учащихся школ.
Направленность программы — социально-педагогическая.
Актуальность программы определяется запросами общества на раннюю профориентацию школьников, ее реализация будет способствовать популяризация профессии педагога и формирование у школьников мотивов для получения педагогической профессии.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она обеспечивает необходимые условия для личностного развития, профессиональное самоопределение обучающихся, адаптацию их к жизни в обществе, формирование у них общей культуры, активизацию социально-профессиональной позиции; прояснение профессиональных ценностей, целей и смыслов; выработку способов (навыков) профессионального самоопределения.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы состоит в представлении для проведения профессиональных проб материально-технической базы детского сада, ее реализация за счет ресурсов сетевого взаимодействия между образовательными организациями: детский сад — школа.
Цель программы: формирование представлений о профессии педагога дошкольного образования, создание условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения.
Возраст учащихся: ученики 10 — 11 классов.
Срок реализации программы: два года.
Режим проведения занятий: один раза в месяц /согласовывается с заместителем директора по УВР, должен соответствовать требованиям СанПиН для дополнительного образования/.
Формы подведения итогов реализации программы (формы аттестации):
Анкетирование по результатам прохождения профессиональной пробы «Лист прохождения профессиональной пробы».
Методические и практические материалы Портфолио ученика педагогической группы.
Рефлексия.
Итоговое мероприятие с вручением ученикам Сертификата о прохождении дополнительной общеобразовательной программы «Путь в профессию: педагогика и психология дошкольная».
В программу входит:
1. Учебно-тематический план программы.
2. Содержание учебно-тематического плана.
3. Планируемые результаты реализации программы.
4. Календарный учебный график.
5. Условия реализации Программы.
9. Список литературы.
Образовательные результаты:
Статистическая информация о профессиональном самоопределении: данные о результатах поступления учащихся 9, 11 классов в высшие и специальные профессиональные педагогические учреждения за 4 года:
2016 — 2017 учебный год: СПО — 7 + 1 (учащаяся из др. школы); ВПО — 7;
2017 — 2018 учебный год: СПО — 3; ВПО — 3 + 2 (учащиеся из др. школы);
2018 — 2019 учебный год: СПО — 6; ВПО — 3;
2019 — 2020 учебный год: СПО — 7; ВПО — 5 + 2 (учащиеся из др. школы).
Документы