Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №51

Муниципальный ресурсный центр

Формирование педагогических позиций школьников на этапе допрофессиональной подготовки

Педагогическое образование выдвигается в число важнейших факторов социального развития государства. Ведущей идеей совершенствования педагогического образования является развитие системы допрофессиональной подготовки будущих педагогов. Опыт организации такой подготовки в России имеет длительную историю. Согласно исследованиям В. Б. Успенского, в программу работы педагогических классов очень важно включение педагогической практики, которая заключается в попечении старших школьников над младшими детьми с целью формирования опыта воспитания детей.

В решение данной задачи значимую роль могут сыграть детские сады, которые в рамках сетевого взаимодействия со школой, предоставляют свои площадки для организации такой практики /профессиональной пробы/ для учащихся школ.

Профессиональная проба — это специально организованная деятельность, позволяющая соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми данной профессиональной деятельностью к человеку; приобрести первоначальный опыт в определенной сфере деятельности; испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующий сознательному, обоснованному выбору профессии.

Именно в детском саду, общаясь с детьми дошкольного возраста, организуя совместно с педагогом или самостоятельно разные виды детской деятельности, старший школьник имеет возможность узнать будущую профессию в деталях, определяя самостоятельно или с помощью специалиста все ее «плюсы» и «минусы».

Профессиональная проба на базе детского сада выстраивается таким образом, что обучающимся дается возможность не только попробовать себя в конкретной педагогической профессии дошкольного образования, но и проявить творчество в работе, приобрести интересные и полезные знания и умения.

Актуальность организации профессиональных проб школьников на базе детского сада связана с запросами общества на раннюю профилизацию школьников и снижение престижа педагогической профессии среди молодёжи.

В последние годы наблюдается ситуация, что большинство студентов педагогических вузов не планируют связать свою будущую профессиональную деятельность со школой. Этот факт определяется тем, что часть абитуриентов, слабо представляют деятельность педагога и становятся случайными студентами в данной сфере профессионального образования.

В этой связи важным этапом подготовки педагогических кадров является профориентационная работа и допрофессиональная подготовка, организуемая школой и значительно обогащенная практикой в детском саду. Профессиональные пробы на базе детского сада позволят расширить представления учащихся о педагогическом труде.

Общая стратегическая цель: популяризация профессии педагога и формирование у школьников профессионально важных мотивов, качеств, умений и навыков необходимых для получения педагогической профессии в рамках реализации регионального проекта «Развитие кадрового потенциала системы образования Ярославской области».

Конкретная цель: обоснование и описание практики организации профессиональных проб для старших школьников на базе дошкольного учреждения в рамках сетевого взаимодействия с организациями общего образования и разработка нормативной документации, программы педагогической практики школьников.

Заинтересованные стороны:

региональная и муниципальная системы образования Ярославской области;

руководители ОО;

педагогические кадры ОО;

учащиеся ОО;

родительская общественность.

Целевые группы: страткоманды педагогов и обучающихся школы и дошкольных образовательных организаций, социальные партнеры.

Основные виды деятельности:

Организация и проведение профессиональных проб учащихся педагогических групп на базе детского сада № 51.

Представление опыта работы дошкольного учреждения по организации профессиональных проб для старших школьников на образовательных мероприятиях различного уровня.

Мастер-классы для педагогов «Организация профессиональных проб на базе дошкольного учреждения в условиях сетевого взаимодействия».

Разработка и предоставление методических и практических материалов.

Планируемые результаты деятельности:

Обучающиеся будут иметь представление:

о педагогических профессиях дошкольного образования /воспитатель детского сада, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог дополнительного образования/;

о приемах организации разных видов деятельности детей дошкольного возраста;

о профессиональной культуре педагогов дошкольного учреждения.

Обучающиеся будут уметь:

применять на практике приемы организации детских видов деятельности детей дошкольного возраста, проявлять качества, важные для педагогической деятельности /готовность к эмпатии, наблюдательность, ораторские и коммуникативные способности, артистизм/;

разрабатывать продукты педагогической деятельности /планы игр, образовательных событий/;

осуществлять самоанализ себя в педагогической деятельности /интереса, успешности и т. д./

Договоры о реализации программ в сетевой форме:

СОШ № 28

СОШ № 3

Реклама деятельности МРЦ

Отзыв о деятельности МРЦ учащиеся педагогической группы 10А класса МОУ СОШ № 28 им. А. А. Суркова выразили творчески.

Муниципальное образовательное событие «Инновационный каскад — 2022»

Презентационная площадка «Биржа ресурсов»

«Новые ресурсы – новое качество образования»

Аннотация образовательного ресурса

Тема ресурса: «Путь в профессию: педагогика и психология дошкольная»

Формат ресурса: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности.

Авторы ресурса:

Кротова Галина Мирчовна, заведующий детского сада № 51, 8 (4855)-32-70-51.

Соловьева Ирина Алексеевна, старший воспитатель, 8 (4855)-32-70-51.

Горбачева Татьяна Анатольевна, учитель-логопед , 8 (4855)-32-70-51.

Долбусина Елена Анатольевна, воспитатель, 8 (4855)-32-70-51.

Клейменова Любовь Александровна, воспитатель, 8 (4855)-32-70-51.

Целевая аудитория: Педагоги образовательных организаций, заинтересованные в организации профориентационной работы со школьниками, школьники старших классов общеобразовательных школ.

Содержание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путь в профессию: педагогика и психология дошкольная» — это программа профессиональных проб по педагогическим профессиям дошкольного образования. Профессиональные пробы – практикоориентированная форма профориентационной работы, которая в настоящее время рассматривается как центральное звено в системе сопровождения профессионального самоопределения учащихся школ.

Направленность программы — социально-педагогическая.

Актуальность программы определяется запросами общества на раннюю профориентацию школьников, ее реализация будет способствовать популяризация профессии педагога и формирование у школьников мотивов для получения педагогической профессии.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она обеспечивает необходимые условия для личностного развития, профессиональное самоопределение обучающихся, адаптацию их к жизни в обществе, формирование у них общей культуры, активизацию социально-профессиональной позиции; прояснение профессиональных ценностей, целей и смыслов; выработку способов (навыков) профессионального самоопределения.

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы состоит в представлении для проведения профессиональных проб материально-технической базы детского сада, ее реализация за счет ресурсов сетевого взаимодействия между образовательными организациями: детский сад — школа.

Цель программы: формирование представлений о профессии педагога дошкольного образования, создание условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения.

Возраст учащихся: ученики 10 — 11 классов.

Срок реализации программы: два года.

Режим проведения занятий: один раза в месяц /согласовывается с заместителем директора по УВР, должен соответствовать требованиям СанПиН для дополнительного образования/.

Формы подведения итогов реализации программы (формы аттестации):

Анкетирование по результатам прохождения профессиональной пробы «Лист прохождения профессиональной пробы».

Методические и практические материалы Портфолио ученика педагогической группы.

Рефлексия.

Итоговое мероприятие с вручением ученикам Сертификата о прохождении дополнительной общеобразовательной программы «Путь в профессию: педагогика и психология дошкольная».

В программу входит:

1. Учебно-тематический план программы.

2. Содержание учебно-тематического плана.

3. Планируемые результаты реализации программы.

4. Календарный учебный график.

5. Условия реализации Программы.

6. Формы аттестации.

7. Оценочные материалы.

8. Методическое обеспечение.

9. Список литературы.

Образовательные результаты:

Статистическая информация о профессиональном самоопределении: данные о результатах поступления учащихся 9, 11 классов в высшие и специальные профессиональные педагогические учреждения за 4 года:

2016 — 2017 учебный год: СПО — 7 + 1 (учащаяся из др. школы); ВПО — 7;

2017 — 2018 учебный год: СПО — 3; ВПО — 3 + 2 (учащиеся из др. школы);

2018 — 2019 учебный год: СПО — 6; ВПО — 3;

2019 — 2020 учебный год: СПО — 7; ВПО — 5 + 2 (учащиеся из др. школы).

Документы

Информационная карта

Техническое задание на 2022 г.

Отчёт о деятельности МРЦ за 2021 год.

© 2024 Все права защищены. Создание сайта: Рыбное место. Информация на сайте не является публичной офертой.